Сделай первый шаг — и ты поймешь,
что не все так страшно.
Сенека
Страх нового настолько распространен, что даже имеет название — неофобия. Мы боимся, поскольку не уверены, получится ли у нас. Мы боимся перемен, даже тех, которые могут улучшить качество нашей жизни. А вдруг не улучшат? А вдруг возникнут проблемы? Скажу так: проблемы возникнут обязательно. Но надо научиться с ними справляться. Страх нового живет в нас постоянно, ведь мы не знаем, что ожидает нас: а вдруг сосулька на голову упадет, а вдруг машина собьет? Но наше восприятие повседневных страхов уже притуплено, и сильнее мы ощущаем страх, когда начинаем делать что-то новое. Уменьшить страх можно, задав себе вопросы: зачем мне это нужно, что мне это даст и что я могу потерять? Логически рассудив, часто можно понять, что терять практически нечего, а возможные приобретения стоят того, чтобы приняться за дело.
Сейчас настала горячая пора для тех, кто собирается открыть детский развивающий центр в сентябре. Поиск помещения, подбор педагогов, закупка оборудования — все эти вопросы нужно решать неотложно. И начинающих бизнесменов охватывает тревога. Открывать свое дело всегда страшно. Даже несмотря на то, что современный предприниматель имеет, благодаря интернету, полный доступ к любой информации и может в подробностях узнать о нюансах любого бизнеса, в том числе и детского центра.
Страхов при открытии детского развивающего центра много. Боятся, что мало денег, что не будет хватать времени, что не поддержат близкие… Кроме того, открыть детский клуб многим мешает страх «я не педагог».
Конечно, начинать свой бизнес сложно, причем больше с психологической точки зрения, чем с финансовой. Некоторые долго изучают рынок детских центров, составляют бизнес-план, берут персональные консультации, даже покупают методики и оборудование, но свой центр так и не открывают. Останавливает страх неудачи.
Детский центр чаще открывают либо люди с экономическим образованием, либо просто мамы с маленькими детьми, увлекшиеся идеей раннего развития.
В целом, всех будущих руководителей-непедагогов можно разделить на две категории. Первая — это те, кого не останавливает отсутствие специального образования. Они либо подыскивают себе соучредителя-педагога, либо надеются на свой материнский опыт. Эту группу предпринимателей я поддерживаю, поскольку детский центр — не институт ядерной физики, суть этого бизнеса доступна любому развитому человеку. Почему детский центр должен быть неуспешен у женщины, которая сама имеет детей и точно знает, что надо делать, чтобы они с удовольствием ходили на занятия? К слову, я сама из тех, кто рассчитывал на собственный материнский опыт. Образование, правда, у меня близкое к педагогике: иностранные языки. Но я никогда не работала с детьми дошкольного или школьного возраста, мои ученики были студентами вузов. А то, что я училась в аспирантуре и собиралась писать диссертацию по педагогике высшей школы, мне никак не помогло при открытии детского центра. Пусть у меня не было опыта занятий с малышами — это не помешало мне разобраться в нюансах бизнеса.
Вторая группа руководителей-непедагогов — те, для кого отсутствие соответствующего образования является сдерживающим фактором. Чтобы начать разбираться в проблемах педагогики, они собираются чуть ли не поступить в педагогический колледж или хотя бы окончить какие-нибудь курсы. Делать этого не стоит. От того, что вы познаете основные закономерности педагогического процесса, выучите дидактические принципы, ближе к детскому центру вы не станете. В колледже вам дадут много теории, а детский центр — практика. Ваша задача — руководить, вот этому и надо учиться. А правильно научить ребенка лепить из пластилина, считать или читать — это дело специалистов, которых вы наберете.
На мой взгляд, на этапе открытия центра не стоит переживать из-за того, что вы не педагог. Во-первых, сейчас существует масса популярных изданий о детях и их развитии, и если вы будете периодически читать такую литературу — замечательно! Через некоторое время вы уверенно станете разбираться в методиках Марии Монтессори, Масару Ибуки, Сесиль Лупан и других, а большего и не надо.
Во-вторых, бизнес детских центров развивается полным ходом, и в продаже уже есть подробные конспекты для массы курсов, которые можно будет организовать в вашем центре. Вам останется только закупить готовые методики и раздать их педагогам. Это как если бы вам нужен был водитель для автомобиля представительского класса. Найти водителя не составит большой проблемы, если машина ваша. Проблемы начинаются, когда вам нужен водитель со своим авто, да еще и представительского класса. От такого шофера вы будете полностью зависеть. А вдруг он заболеет или захочет уволиться? Выход один — купить автомобиль и взять на работу водителя, от которого вы не будете зависеть. Заболеет он или поссорится с вами — без разницы. Найти человека, умеющего рулить, гораздо проще, чем умеющего рулить и имеющего машину представительского класса. При этом разбираться, как устроен автомобиль, вам даже и в голову не приходит, ведь ее создал профессионал. То же самое и с готовыми методиками. Методики — это «автомобиль», внутрь которого лезть необязательно. Вам просто надо найти педагогов, которые вам нравятся.
В-третьих, любого руководителя детского центра, даже педагога, время от времени охватывает чувство профессиональной некомпетентности. Объем знаний, в том числе и по педагогике, стремительно растет, и угнаться за новинками невозможно.
На самом деле людей без страха не бывает. Все да чего-нибудь боятся. Хочу напомнить совет, который нередко дают психологи: если вы боитесь что-то сделать, то как раз это вам и необходимо сделать в первую очередь.