Нужно ли составлять бизнес-план детского центра? Обязательно!
В нем необходимо четко расписать образ детского центра, все прогнозируемые стадии развития, цели и задачи, которые необходимо решить на каждой стадии и т.д. Расходы и доходы будут зависеть от того, насколько тщательно вы продумаете своё место среди конкурентов – детских центров, какую ценовую политику предпочтёте, какой спектр занятий предложите в своём центре, насколько качественно будете реализовывать свои услуги и т.д.
Поэтому, любой бизнес-план детского центра имеет описательную часть и финансовую. В описательной рассматривается назначение (миссия) детского центра, место детского центра среди близлежащих конкурентов, задачи детского центра и т.д. Финансовая часть концепции детского центра поможет конкретно рассчитать те вложения, которые необходимо делать разово и постоянно в свой бизнес, а также поможет показать, какие доходы и, конкретно, прибыль вас ждёт при том или ином раскладе.
Например, миссия нашего центра – оказание качественных услуг по развития детей по доступным ценам в шаговой доступности. Не секрет, что наш центр – это центр «эконом-класса». Хотя идея открыть детский центр пришла мне в 3500 км от Минске, и прообразом его стал детский центр «премиум-класса». Но после определения для себя миссии своего центра, определения его целей и задач, анализа рынка, я пришла к выводу, что я бы хотела, чтобы занятия по развитию ребенка были доступны всем желающим.
Впрочем, я решила оставить атрибуты детского центра «премиум-класса»: мини-группы по 6 человек и качественные дидактические материалы. А вот помещения по 100 кв.м. и дорогой ремонт мы решили исключить. На данную тему мне вспомнился рассказ одной из наших клиенток. Она посещала наши занятия полгода, и после была вынуждена уехать на несколько месяцев в другой город. Когда вернулась, рассказала нам, что пыталась посещать детский центр и там. Когда она пришла на первое занятие, то была приятно удивлена изысканным ремонтом, дорогой мебелью, приветливым администратором. Разочарование она получила, когда началось само занятие. Цитирую, высказывание нашей клиентки: «Занятия как такового не было». А как бы хотелось, чтобы внешнее оснащение совпадало бы и содержанием внутренним.
На следующем этапе нужно сформулировать цели и задачи. Пример цели - со временем стать лучшим центром детского развития в городе.
Как только вы сможете понять, чего именно вы хотите, стоит начать составлять план действий, который приведет вас к успеху.
Пример плана действий:
- Создать рекламу, которая привлечет клиентов.
- Выбрать правильную ценовую политику, благодаря которой средний класс легко сможет воспользоваться вашими услугами.
- Выбрать оптимальные, уникальные методики занятий.
- Постоянно проводить тренинги для специалистов, которые будут работать в центре.
Очень важно добиться конкретики в этом деле. Помните, чем четче звучит цель, тем больше шансов на ее осуществление.
Бизнес-план включает в себя анализ потенциальных клиентов. Если вы открываете среднестатистический клуб, то должны ориентироваться на детей, которые живут в близлежащих домах. Разумеется, что в этом случае у вас и интерьер может быть попроще, и цены на услуги не должны превышать среднестатистических. Если вы нацелены на малышей, чьи родители получают большую зарплату, нежели среднестатистический гражданин вашего города, то вам придется действовать немного по-другому. Дорогая мебель, высококвалифицированные сотрудники, качественная реклама - вам придется больше потратиться изначально. Стоит обратить внимание на район, где вы решили остановиться. Считается, что самое лучшее месторасположение - это центральные районы, ведь там проживает много людей, большинство из которых имеют неплохой заработок. Но для наших центров в Минске мы подобрали расположение в спальных районах, что соответствует миссии нашего центра. А вот для небольших городков, даже если открываться по нашему образу и подобию, я бы рекомендовала все-таки центральный район. Одно из главных правил - ценовая политика должна соответствовать аудитории.
Есть определенные районы в городе, где концентрация детских центров слишком большая. Некоторые начинающие бизнесмены думают, что они способны разработать и воплотить в жизнь какую-то особенную концепцию, которая мигом переманит к ним всех клиентов с этого района. К сожалению, ничего подобного в данной сфере деятельности не произойдет. Открыв свой центр в непосредственной близости от конкурента, вы обрекает себя на вечную борьбу за выживание. Как говорится, «ни себе, ни людям».
И, наконец, самый важный этап работы над идеей – анализ конкурентов. Многие пренебрегают этим, когда составляют пример своего бизнес-плана. Лучше всего заняться этим во время выбора места, где будет находиться детский центр. Допустим, вы решили открыть заведение, которое будет носить название «Солнечный мир». Всегда есть шанс, что в соседнем дворе будет клуб с названием «Огромный мир». Это лишь один небольшой пример, с которым вы можете столкнуться в процессе работы. Бизнес-план для того и составляется, чтобы предусмотреть все мелочи.
Для начала вы должны расписать абсолютно всех своих конкурентов. Если вы живете в мегаполисе, то сделать это будет сложно, но данный труд даст свои плоды. Подойдите к этому вопросу серьезно. Вам придется обшаривать интернет, опрашивать знакомых и даже копаться в телефонных справочниках для полной картины. Но лучший ваш помощник в этом вопросе- э то ваши собственные ноги! Нужно все обойти и все проверить самому. Когда полный список конкурентов будет составлен, нужно переходить к анализу каждого из них.
Пример анализа конкурентов:
- Название детского клуба
- Адрес
- Наличие сайта
- Месторасположение (проходное, рядом с магазинами, во дворе и т.д.)
- Наличие внешней рекламы (световая вывеска, штендеры, световые занавеси на окнах и т.д)
- Другая реклама (флайеры, плакаты и т.д.)
- Занимаемая площадь и количество комнат. Холл.
- Муниципальный или коммерческий
- Помещение находится в аренде (госаренда или коммерческая) или в собственности.
- Диапазон цен
- Спектр предлагаемых занятий
- Целевая аудитория (премиум-класса, для широких слоёв населения и т.д.)
- Поток клиентов. Каким образом осуществляется привлечение клиентов.
- Оформление детского клуба
- Работа администратора(если он есть)
- Что понравилось в детском центре и что хотелось бы сделать в своём центре
- Что категорически не понравилось и никогда не будет в моём центре
Это неполный список того, что вам придется узнать про каждый центр. В процессе работы вы сами выделите то, что может понадобиться. Всю информацию неплохо было бы скомпоновать в таблицы. Данная работа поможет вам выделить разнообразные минусы и достоинства, которые следует взять на заметку.
Важно, правильно оценить своих конкурентов и выбрать верную стратегию выхода на рынок. Есть одна поучительная история из жизни о том, как одна компания решила стать монополистом на рынке полиграфических услуг в своем городе. Орудием достижения этой цели был выбран демпинг. Низкие цены, в начале, привлекли к ним многих клиентов. Но заказов стало очень много, и они с ними перестали справляться вовремя. Пошел отток клиентов. К слову сказать, многим типографиям тоже пришлось подвинуться в цене. Но они старались не переходить черту «себестоимости». Все участники рынка недоумевали, каким образом можно было формировать такие низкие цены. Секрет был раскрыть, когда эта новоявленная типография разорилась спустя пару лет. Стоимость их услуг и была себестоимость продукта. Прибыли компания не получала, т.е. ничего не могла потратить на расширение или модернизацию. Они рассчитывали быстро захватить рынок и тем самым разорить конкурентов. И после этого поднять цены. К сожалению, что-то пошло не так. А когда они это поняли, то попытались поднять цены, на что клиенты стали их шантажировать, что пойдут в другую типографию. Замкнутый круг получился. Урок - обгоняй, не расталкивая и не оттесняя. От конкурентов нужно уметь отстраиваться.
Когда вы во всем разобрались, нужно прописать план действий и установить временные рамки, в течение которых вы должны все выполнить.
Пример плана:
- Просчитать возможные риски.
- Продумать режим работы.
- Определиться с рекламой, которую вы будете запускать.
- Выделить основные плюсы и особенности вашего центра.
- Выбрать гражданско-правовую форму для вашего учреждения.
- Просчитать расходы.
Каждый пункт нужно отдельно разобрать и записать в бизнес-план. Особые вопросы, когда бизнес-план составляется, связаны с затратами. Точную сумму подсчитать не удастся, так вам придется составлять лишь примерную смету. Помимо расходов на аренду и покупку оборудования стоит учесть деньги, которые уйдут при необходимости на работу риэлтора, оплату коммунальных услуг, зарплату бухгалтеру, не забывайте и про другие затраты.
Подсчет возможных доходов следует делать объективно. В первое время у вас вряд ли будет полная занятость всех групп, так что сперва вы будете получать меньше, чем ожидали.
Особо плотно вам нужно заняться рекламой вашего детского центра, ведь она, как всем известно - двигатель торговли.
В самом конце бизнес-плана стоит записать перспективы вашего детского центра. Учтите, что не стоит на данном этапе руководствоваться исключительно своей фантазией. Когда смета составлена, а все анализы проведены, нужно сделать вывод, заключение. В данном случае - это именно то, чего вы сможете достигнуть.
Если вы четко и твердо решили, что желаете открыть собственный детский центр, то вам придется преодолеть много трудностей и сталкиваться с подводными камнями. Как бы вы ни старались, учесть все нюансы довольно сложно.
Любое успешное дело начинается с тщательного составления бизнес-плана. Возможно, вам предложат услуги компаний, которые занимаются его составлением, но гораздо лучше, если вы сами его создадите. Даже если вы никогда не занимались этим делом, то сейчас вы видите пример бизнес-плана, так что составить его будет гораздо проще.
Для того, чтобы помочь вам с финансовыми расчетами, мы предлагаем скачать таблицу «Финансовая часть». При ее заполнение обратите внимание на то, что вам нужно вставить необходимые цифры только в ячейки без формул. При нажатии кнопкой мышки на ячейку, вы сможете видеть содержимое. Если там высвечивается «0»(ноль), то ячейку можно заполнять. Если формула, то не надо совершать никакого действия с ячейкой. При правильном заполнении таблица высчитает все сама.