Главная \ Открываем свой центр \ Как открыть свой детский центр \ Выбираем методику для своего центра

068

Когда вы откроете свой центр, к вам начнут звонить ваши потенциальные клиенты и задавать разные вопросы. Очень частный вопрос: «А какую методику вы используете на занятиях?» Ответ на этот вопрос довольно прост…. Но перед тем как ответить на него, давайте разберем некоторые существующие методики раннего развития.

Как ни странно, но многие считают, что о необходимости раннего развития впервые заговорили лишь в ХХ веке. Это не так. Всегда находились энтузиасты, которые устраивали более или менее успешные педагогические эксперименты в кругу своей семьи. Например, Чарльз Дарвин, известный всем как автор создания теории человеческой эволюции, был еще и трепетным отцом, который занимался домашним образованием своих детей и вел подробные дневниковые записи их развития. Но первая по-настоящему продуманная система раннего развития была разработана Марией Монтессори. Эта методика выдержала проверку временем и получила всемирное признание. Возникли даже специальные термины: Монтессори-садик, Монтессори-группа, Монтессори-материлы, создана Российская Ассоциация Монтессори-педагогов.

Следует сказать  о том, что педагогика Монтессори относится к  неклассической системе образования. Это система свободного воспитания. К такой же, например, относится и вальдорфская педагогика. В  системах свободного воспитания есть особая идея, которая резко отличает эти системы от классического образования. Свободное воспитание подразумевает ненасилие, следование за природой ребёнка. Каждый ребенок – это уникальная, неповторимая личность. И в каждом ребенке от природы заложена внутренняя потребность познавать окружающий мир. Свободное воспитание требует особых методов и приёмов от воспитателя, и эти методы отличаются от тех, которые мы знаем, поскольку все мы, в основном, воспитывались на  классической системе обучения. Все остальные методики, будь то Зайцев, Жукова, Никитин или Воскобович – это всё представители классической системы образования, но всего лишь одного какого-то направления обучения или развития. Например,  методика Н.В.Зайцева - чтение, Жуковой  - тоже чтение,  Никитина делает акцент на физическом и интеллектуальном развитии ребёнка, оставляя в стороне эмоциональную составляющую, Е. Железнова - музыкальное развитие и т.д.

Теперь подробнее о Монтессори.  Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Она работала с детьми, страдающих слабоумием, и для того чтобы помочь своим пациентам адаптироваться, она создала специальную школу. Мария Монтессори придумала необычный пособия и игры, с помощью которых малыши изучали окружающий мир доступными им способами – опираясь на чувственный опыт. Когда говорим о Монтессори-педагогике, то сразу же в сознании всплывают шероховатые таблички для ощупывания, нюхательные баночки, мерные стаканчики и т.д. – весь самый разнообразный материал для развития восприятия.  Девиз системы Монтессори – «Помоги мне это сделать самому». Поэтому в центре «по Монтессори», ни о каких целенаправленных занятиях речи идти не может, ведь у Монтессори самое главное - это «саморазвитие личности» и взрослый может лишь выступать в роли помощника и наблюдателя, т.к. ребёнок по определению сам знает, как ему надо развиваться. Центр «по- Монтессори» отличается от центра «не-по-монтессори» также и своей  обстановкой.  Если вы заходите в монтессори- центр, то увидите игровую комнату не менее 40 кв.м, в которой по всюду стоят низкие полки, на которых очень грамотно расположен дидактический материал и пособия: кувшинчики с водой и мерными стаканами, фасоль в поддонах и пинцеты, цилиндры и кирпичики, карандаши, пластилин и т.д.  Считать, что устроить такое помещение несложно и недорого, неправильно. В таком клубе очень важно грамотно и профессионально организовать пространство.  В Минске очень мало правильных Монтессори-центров. Качественное Монтессори-оборудование стоит достаточно дорого, тут 3 000 долларами не обойдёшься, придётся потратить не менее 20 000 для качественного центра. Педагоги тоже должны сильно отличаться от педагогов обычного центра. Он должен пройти специальное обучение и получить удостоверение Монтессори-педагога. Если вы хотите открыть подобный центр, то эти интернет-ссылки могут Вам помочь в Ваших начинаниях: http://www.montessorimaterials.com , http://www.montessori-piter.ru , http://www.montessori-center.ru ,  http://www.montessori-press.ru , http://goldenbusina.ru .

Что ещё сказать про Монтессори центры? Основная масса клиентов – это дети от 10 месяцев до 3 лет. Приходят дети и постарше, ведь кроме развивающей среды ещё существуют и программы обучающего развития (чтение, математика) для детей более старшего дошкольного возраста, но основная масса – малыши до 3-лет. В Монтессори-центре очень много приходится работать с родителями. Многое необходимо объяснить перед началом занятий (больше, чем в любом другом детском центре). К сожалению, не все родители понимают «Монтессори-метод». Первое занятие всегда интересно мамам, но вся эта развивающая среда им быстро надоедает. Многим не нравится, что им (мамам) самим приходится много наблюдать. Чаще всего через пару месяцев они под предлогом «моему-ребенку-все-надоело» покидают центр. На самом деле, больше надоело самим мамам делать одно и тоже из занятия в занятие. Что дети не похожи на взрослых и у них иное восприятие повторяющихся действий, никто уже не вспомнит. Возможно, люди воспитанные на классических системах не всегда готовы понять и принять неклассические системы.  

Может ли центр работать и по-монтессори, и по классической системе?  Да.  Если у вас достаточно большое помещение и часть центра  работает  по-монтессори в монтессори –комнате, а часть  центра отдана под классические развивающие занятия. Клиенты смогут выбирать разные направления развития, и вы сможете тоже охватить большое количество клиентов. Но в данном случае, вложения будут очень большими.

Часто в детских центрах используют пособия, которые используются в Монтессори-центрах. Но это не значит, что вы работаем системе Монтессори.  Если вы используете на занятии крупы, ощупываете с закрытыми глазами  бархатную и гладкую бумагу, играете с водой, то это означает, что в вашем центре развиваете зрительное, тактильное и т.д. восприятие или определённые операции мышления  в соответствие с вашей программой.

А теперь про классические системы образования. В отличие от Монтессори, все занятия имеют определённую направленность – чтение, математика, окружающий мир, танцы и т.д. Внутри классической  системы образования всегда были, есть и будут новаторские идеи, совершенствующие методики обучения и развития детей.   По чтению: Глен Доман, Жукова, Зайцев Н.А. и т.д. А ещё по чтению существует куча выпущенных методических пособий с менее знакомыми фамилиями.  Математика: Петерсон, Белошистая и т.д. Рисование и лепка: Янушко, Лыкова и т.д. Какую методику выбрать – это уже решать самому руководителю детского центра. Очень чётко надо, прежде всего, определиться с методикой обучения чтения и математике, так как это ключевые моменты каждого занятия. А это может сделать только методист, хорошо владеющей методикой дошкольного образования и знакомый с разными методиками обучения.

В нашем центре мы предлагаем комплексные занятия, которые направлены на развитие математических представлений, речи, мелкой моторики руки, творческой деятельности и также обязательно психических процессов. Получается, что при построении всего лишь одного занятия надо использовать различные методики по чтению, лепке, математике, развитию памяти и т.д