подбор персонала

 

Лето – это не только пора отпусков и работы над обновлениями программ, но и благоприятное время для набора сотрудников. Конечно, мечта каждого директора – не менять штат сотрудников. Но этому, как мы все понимаем, не суждено сбыться.

 Набор (вернее сказать в данной ситуации подбор) персонала – одна из самых важных и самых трудных задач директора центра. В действительности успешность детского центра во многом зависит от того, кто ведет занятия.

 Но как быстро и правильно найти подходящих педагогов? Как сразу понять, что с этим человеком у тебя и в дальнейшем все проблемы будут сведены к нулю?

 Сегодня, к нашей радости, достаточно специализированных ресурсов в интернете для поиска разного рода сотрудников. У нас есть педагоги, которых мы так и нашли. Но что делать, если всемирная паутина не помогает? Тогда в бой идут дедовские методы. Кстати, они не менее эффективные. По крайней мере, трое из наших сотрудников пришли к нам, увидев объявление около двери своего подъезда. Они все в голос утверждали, что особо работы не искали, но о смене места все-таки подумывали. Позвонили и пришли чисто из любопытства, но…..подошли нам и остались. Работают у нас уже 4 года.

  Истории, которые по прошествии времени, конечно, вспоминать смешно, но на тот момент, когда они происходят, ничего смешного нет.

 Как и где я нашла своего первого педагога. До этого момента я никогда не искала сотрудников, и как это делать понятия не имела. Нашла, как мне тогда казалось, самый верный способ. В то время я еще работала в БГПИ имени М. Танка и хорошо знала, что у нас (в то время еще институте) учат будущих педагогов-дошкольников. Съездила к ним на факультет и повесила объявление около кафедры. Как не странно, откликнулись две студентки. В результате, ни та ни другая работать у нас в центре не смогли: график работы им нужен был особенный, т.к. учились они на очном отделении. Но зато одна из девушек порекомендовала мне свою сестру, которая к тому времени уже закончила институт и работала воспитателем продленки. Вот она-то мне и понравилась: очень коммуникабельная и энергичная. Она быстро разобралась в специфике нашей работы и всегда хорошо шла на контакт с родителями. Работает она у нас до сих пор. В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком.

 Сейчас оглядываясь назад, я уверена, что мне тогда просто повезло. Потому что после были и очень смешные истории с потенциальными сотрудниками для нашего центра. Приходили разные соискательницы. Некоторые убегали сразу после просмотра занятия, понимая, что вряд ли они способны на подобные «изощрения». Многих пугает постоянное присутствие на занятиях с малышами мам или пап. Каждое занятие – это открытый урок, педагога постоянно оценивают, а педагог, в свою очередь, должен понравиться всем - и родителям, и детям. Конечно, не каждый может выдержать такое давление.

 Другие соискательницы «сходили с дистанции» после «показательного выступления». Согласна, что никто не может сразу провести занятие без ошибок даже по готовым конспектов. Но есть разные педагоги: «исправимые» и «неисправимые». И эта опция видна сразу после первого, максимум второго занятия. Вот вариант «неисправимого» соискателя (все примеры из нашего опыта): к своему первому занятию не выучила наизусть стишки для пальчиковой гимнастики, мотивируя это тем, что за один день это невозможно сделать. Все, кто когда-нибудь учился в школе, прекрасно знают, что если сильно надо, то за полчаса можно поэму выучить. Еще пример: девушка думала, что движения для песен на развитие речи - это что-то абстрактное, т.е. они не привязаны конкретно к тексту, и каждый раз они могут быть разные для одной и той же песни. Когда я и мой педагог увидел какие-то непонятные круги, которые эта девушка рисовала в воздухе, мы решили прекратить «эксперимент», и остальное занятие довел уже наш опытный педагог во избежание недоразумений. Есть и еще пример «неисправимого»: девушка выслушала все замечания после занятия, но провела второе занятие без их учета. Всем  выше упомянутым соискателям было отказано. Не следует давать шанс «неисправимым» педагогам испортить репутацию вашего центра. Мне нравится высказывание американской актрисы Луис Дудек, которая сказала: «Слава — то, что о вас говорят; репутация — то, что о вас думают».

 Был у нас еще очень интересный случай. Пришла к нам девушка, которая до этого работала в другом центре. На первый взгляд, такой опыт работы очень хороший. Сказать, что занятия, которые она показывала нам, были плохими - значит исказить информацию. Просто занятия были другими, не того формата, который нужен был нам. Родители не убегали в панике после первого занятия. Возможно им даже нравилась ее подача материала. Но лично я не была довольна. И вдруг на своем третьем занятии она готовит заготовки для творческой работы. Внешне они выглядели аккуратно, а выверять все до малейшей детали в заготовках, я не привыкла, да и смысла в этом не видела. После этого случая свое мнение я поменяла. И вот почему. Когда наша соискательница выложила свои заготовки на стол перед родителями, я решила подойти поближе, чтобы посмотреть, как она будет все это проводить. И что я вижу!? На заготовках написано «КОСТРЮЛЬКА». Не помню, какую историю я придумала для родителей, чтобы покрыть безграмотность педагога, но больше эта девушка в нашем центре не появлялась. Не спорю, что русский язык – один из самых сложных языков, но написание словарных слов должен знать каждый.  

 Какие мы сделали выводы, имея за плечами уже несколько лет работы в данной сфере и больше 10 педагогов в штате.

 1. Высшее или среднее педагогическое образование – значение не имеет. Должна сказать, что выпускники училищ выходят более подготовленными к практике. С педагогами, которые закончили только университет, минуя опыт училища, приходится больше «повозиться». Иногда даже не имеет значение педагогическое или непедагогическое образование у соискателя.

 2. .Возраст имеет значение. Средний возраст нашего коллектива – 32 года.

 3. Опыт работы в другом детском центре может вас не устроить, иногда лучше обучить человека «с чистого листа». Бывает, трудно отучиться от сложившихся стереотипов и привычек.

 4. Не следует терять время на кандидата, который не выполняет ваших указаний, либо делает вид, что не понимает ваших требований. Избавляйтесь от него как можно скорее. Даже если Вы оказались почти в безвыходной ситуации. Был у нас такой случай. Наш педагог ушел в декретный отпуск в самом конце учебного года, в апреле. Довести эти группы до летних каникул должен был другой педагог, который пришел недавно, но все советы и инструкции по проведению занятий она игнорировала. В итоге, было принято решение не продолжать занятия в мае для сохранения репутации центра, а возобновить их в сентябре, когда подходящая кандидатура будет найдена. 

 5. Личностные качества кандидата намного важнее его профессиональных данных.

 6. Все равно единого стандарта подбора персонала для детского центра нет. К этому вопросу нужен индивидуальный подход. Дополнительное обучению, штудирование литературы вам поможет лишь на 10%. Это только теория. Поиск и подбор персонала – целая система последовательных действий, но эта система индивидуальна.