Наконец-то улеглась паника по поводу роста курса валют. Каждый купил себе по запасному автомобилю, дополнительному телевизору, холодильнику и еще одной стиральной машине. Ажиотаж спал. А я так ничего и не приобрела: как-то времени не было этим заняться. 19 декабря, когда все случилось, у нас полным ходом шли новогодние утренники. Потом я доделывала то, что не успела из-за предпраздничных мероприятий. Да и просто хотелось больше внимания уделить своей семье. Посетить все хоккейные матчи с участием моего сына и соревнования дочери. В общем, по магазинам бегать было некогда.
Недавно меня спросили мои знакомые, как дела у наших центров. Ответ всех удивил. Оказывается, я первый человек, который ответил «нормально». Сейчас самый популярный ответ — «Всё плохо».
Но почему у нас в сфере услуг что-то должно быть плохо? Мы ничего не импортируем. Конечно, расходные материалы подорожали, но мы решили не повышать стоимость абонемента. Чем мы отличаемся от других наших граждан, многим из которых не подняли зарплаты? Увеличение цены в данный момент — непопулярная мера. Новых клиентов не привлечет и старых отпугнет.
В кризис я не забываю о миссии наших центров: «Мы работаем для всех». Я хочу, чтобы у любого родителя, для которого важно развитие ребенка, была возможность привести его к нам.
В этом году наши занятия начались 12 января. И меня очень порадовала картина, которую я увидела в холле одного из центров. В 10 утра к нам пришли 7 человек! Хотя стандартное количество детей в группе — 6. Кто-то привел с собой друга, но забыл предупредить об этом администрацию. Не выгонять же маму с малышом. Это, конечно, доставило некоторые неудобства. Однако суть в том, что после длительных каникул все наши клиенты вернулись.
Да и что такое кризис? Существует теория, что кризисы необходимы для эволюции, что это один из ее инструментов. Иными словами, все, что случается, — логичное развитие ситуации, и без этого нельзя. Кризисы действительно происходят с завидным постоянством. Думаю, многие хорошо помнят кризис 1998 года. Тот кризис заставил меня остаться в Минске, и это стало одним из самых удачных решений в моей жизни. Между прочим, кризис 1998-го многим людям помог быстро выплатить кредиты на строительство жилья. Получается, что если подумать, то у кризисов можно обнаружить и плюсы!
Был кризис в 2008 году. В тот момент открылись два наших филиала в Минске, поэтому я, как и в этот раз, была занята работой.
Потом какие-то кризисные явления происходили в 2011 году. И они прошли мимо.
И вот мы уже в 2015 году, и все ситуации, которые происходят вокруг, кажутся мне очень знакомыми. В кризисе есть как отрицательные, так и положительные стороны. Оптимисты всегда будут искать положительные. А что скажет пессимист?
- Увеличились цены на расходные материалы. Да. Но какой процент общих затрат вашего бизнеса уходит на эти материалы? В нашей сфере — не больше 10 %.
- Аренда вырастет. В кризис довольно часто освобождаются арендованные помещения. Адекватный арендодатель это учтет и всегда пойдет на уступки порядочному арендатору, с которым сотрудничает не первый год. Например, моим знакомым даже не пришлось просить арендодателя о каких-либо уступках — он сам пришел и сообщил о снижении арендной платы.
- Клиенты перестанут ходить. И с этим я не согласна. Может, кто-то и откажется от услуг. Но основная часть клиентов останется, и придут новые.
Что касается последнего пункта, люди часто ссылаются на пирамиду потребностей Маслоу. Обращаю ваше внимание, что американский психолог создал свою пирамиду в 1943 году. С того времени произошли кое-какие изменения. Сейчас в развитых странах мало кто голодает или не спит сутками. И эта расхожая фраза: «Кто приведет ребенка на занятия в центр, если есть нечего?» — вызывает у меня недоумение. Физиологические потребности практически у всех удовлетворены. Следующая потребность, которая находится ближе к основанию пирамиды, — потребность в безопасности. Вряд ли к вам в центр ходят бездомные, а вероятность того, что многие люди потеряют свои квартиры и дома в кризис, низка. Третья потребность — потребность в принадлежности общности и в любви. Большинство клиентов детских центров — люди семейные. А вот следующая потребность — потребность в уважении — именно та, которую можно удовлетворить в детских центрах, спортивных секциях, танцевальных клубах и т.п. Общество сильно изменилось с 1943 года. Я знаю много людей, которые готовы экономить на своих физиологических потребностях ради удовлетворения потребности в уважении. Родители хотят, чтобы ребенок посещал садик с хорошими воспитателями, учился в престижной гимназии, занимался у лучшего тренера. Иногда такие желания затмевают все, но это уже тема совсем другой публикации. Получается, что ссылка на пирамиду Маслоу для аргументации своих пессимистических взглядов на кризис неуместна.
А вот какие плюсы найдет оптимист:
- Отсеются слабые конкуренты. Те дети, которые ходили к ним, придут к вам. Кстати, если вы задумывались о дополнительной закупке оборудования, то сейчас самое время для этого: закрывающиеся центры наверняка будут проводить его распродажи.
- Зарплаты воспитателей в садах еще будут на прежнем уровне. Найти хороших сотрудников станет легче.
- Кризис заставляет быть в тонусе, быть наготове, а тот, кто готов, тот вооружен, а когда вы готовы и вооружены, то плохое, как правило, с вами не случается, потому что вы можете его избежать. Кризис выведет ваш центр на новый виток!
Всем, кто намерен продолжать работу или открыть свой центр, желаю удачи!