Вот основные пункты, на которые необходимо обратить внимание:
1. Удобное месторасположение в районе. Это не означает места большого скопления народа, такие как торговые центры, или непосредственную близость от метро и остановок общественного транспорта. Ваш центр должен быть удобен для жителей конкретного микрорайона, т. к. именно они ваша целевая аудитория. Времена, когда в детский центр в одном микрорайоне ездили малыши с мамами из другого микрорайона, уже прошли. Такое было лет пять назад, когда работало немного детских центров.
Если же вы хотите открыть центр класса премиум, то в таком случае целевая аудитория не ограничится микрорайоном — нужно рассчитывать удобство месторасположения для жителей разных районов города.
2. Близость конкурента. Надо искать место подальше от конкурента. Но если вы все-таки выбрали площадь по соседству, то ваше местоположение должно выгодно отличаться. Например, если ближайший конкурент находится на окраине микрорайона, то вы должны быть в его центре, что усилит ваши позиции. Открывать центр в здании, в котором уже есть кто-то с такими же услугами, по меньшей мере глупо. Даже если арендная плата очень заманчивая.
Нужно учитывать емкость рынка. Она не безгранична. Например, в Минске Московский, Фрунзенский, Ленинский (Лошица), Центральный районы уже перенасыщены детскими центрами. Не всегда плотная застройка обещает устойчивый успех вашего предприятия. Получить более или менее полную картину по наличию конкурентов в районах города Минска можно на сайте http://family.by/spravka/study/studycentre. По некоторым городам Беларуси можно посмотреть информацию на сайте http://lady.tut.by/catalog/deti/obrazovanie_vospitanie/centry_razvitia/.
Также в городах (в Беларуси ли, в России или Казахстане они находятся) есть свои городские сайты, где найдется много полезной информации о действующих центрах. Если вы живете в небольшом городе с населением 15–60 тысяч жителей, то лучший помощник в исследовании рынка — ваши ноги. Хороший способ получения информации — опрос друзей и знакомых. Но всё нужно проверить.
3. Размер помещения. Большое помещение не рекомендую рассматривать. Все эти квадраты надо будет «кормить». К большому сожалению, в детском центре есть так называемые тихие часы. Не в смысле, что сотрудники впадают в послеобеденный сон, а в смысле, что всё помещение пустует. Обычно это бывает где-то с 13 до 16 часов. Исключение — выходные дни, когда и в обеденное время в детском центре много клиентов.
И нет гарантии, что вы сможете сразу набрать необходимое количество групп, поэтому на начальном этапе могут быть и «тихие дни».
Достаточно 40–80 кв. м.
4. Необходимое количество комнат. Это тоже относится к вопросу рационального использования помещения.
Почему-то многие считают, что должно быть три комнаты. В этом случае я всегда спрашиваю, откуда такое число. Оказывается, что до встречи на нашей территории люди успевают сходить на «промышленный шпионаж» в другие детские центры, где в основном они видят три комнаты.
По-настоящему, хватит и одной большой комнаты или двух комнат (одна поменьше, 15–18 кв. м, вторая — от 25 кв. м).
Конечно, надо продумать, где ваши будущие клиенты будут переодеваться. Это пространство нужно выделить, если нет прихожей или отдельного входа. У наших центров, например, в разных городах разные помещения, и этот вопрос в каждом центре решается по-своему.
Необходимо определить, где клиентам оставлять коляски. Это должно быть место, укрытое от дождя, снега и защищенное, чтобы их не украли. Если ваше помещение будет в здании с вахтером, то можно оставлять коляски в поле его обозрения.
У нас есть филиал, где возникла проблема с колясками. Была даже мысль вкатывать их в прихожую (благо, ее там можно сделать довольно большую). Но, изучив внимательно здание, я заметила с другой стороны (15 м от входа в центр) что-то похожее на крытый въезд для машин на парковку. Но никакой парковки не было. Просто так организован вход в офисы на первом этаже. Прекрасное место для колясок.
5. Стоимость аренды помещения. Вот мы и подошли к самому важному пункту, т. к. аренда — одна из весомых частей расходов центра.
Арендная плата за помещение под детский развивающий центр должна быть ниже, чем в среднем по городу. Вам не нужен центр города, не нужны входы в метро, не нужны остановочные пункты. Аренда в таких местах не должна быть дорогой.
Сейчас встречаются даже предложения нулевой арендной платы. Конечно, бесплатная аренда не будет длиться вечно, но на какой-то период можно о ней договориться.
В некоторых городах бывают пустующие помещения, которые обречены на «безарендаторство» еще на пару лет из-за того, что построено очень много нежилых площадей, а вот желающих арендовать их мало.